Туристско-краеведческая деятельность  Дома детского творчества

Одним из приоритетных направлений  деятельности Дома детского творчества является туристско-краеведческая деятельность.  С 2011 года  на базе образовательного учреждения был открыт Отдел туризма и краеведения, который имеет отдельное помещение, заведующая отделом Витенко Ирина Викторовна.

Основной вид деятельности отдела – реализация программ дополнительного образования по туристско-краеведческой направленности.

Целенаправленную работу в этом направлении осуществляют 30 педагогов дополнительного образования, реализующие образовательные программы по четырем направлениям: туристско-краеведческая, военно-патриотическая, физкультурно-спортивная, экскурсионная.

На протяжении многих лет мы являемся активными участниками ряда региональных проектов по туризму:

—  межведомственный проект «Развитие детского туризма на территории Белгородской области»;

— «Развитие детского водного туризма на территории Белгородской области».

В туристских объединениях обучающиеся овладевают навыками походной жизни, приобретают необходимый социальный опыт, опыт общественных и личностных отношений. Ребята учатся «выживать» в сложных экстремальных ситуациях, преодолевать естественные препятствия.

Основными формами туристской работы с обучающимися являются туристские походы, соревнования, слеты. Туризм – очень интересное и полезное для здоровья занятие. По большому счету туристическая наука нужна для жизни. Постигая эту науку, школьники каждый год серьезно готовятся к турслету, на котором определяется, кто на данный момент лучше ее овладел. Особое место для обучающихся имеет турслет. Ежегодно в начале июня в лесном массиве села Иловка проходят туристские соревнования учащихся. Более 150 участников из школ Алексеевского городского округа собираются, чтобы продемонстрировать ловкость, выносливость, спортивные, туристические и творческие навыки. В течение четырех дней юные туристы и их наставники добросовестно поддерживают лучшие традиции летних туристических слетов.

В рамках проекта 2600 обучающихся совершили однодневные походы и походы выходного дня по Алексеевскому городскому округу.

Ежегодно воспитанники отдела принимают активное участие в походах различной категории сложности за исключением пандемийного периода — это степенной поход по Воронежской области излюбленное детьми Дивногорье, где посетили Дивногорский музей-заповедник, Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь, каньоны и горные хребты Дивногорья.

Категорийный поход по Краснодарскому краю в районе города Сочи. Поход проходил по интереснейшим уникальным природным объектам Сочинского национального парка. Посетили Роза Хутор — горнолыжный курорт на Красной Поляне и «Сочи-Парк» — тематический парк развлечений.

Поход первой категории сложности по автономной республике Крым, где прошлись по галицинской тропе, увидели водопады Джур-Джур, Серебряные струйки, Бахчисарайский фонтан. Посетили пещерный город Чуфут-Кале и Генуэзскую крепость. Главное покорили гору Ай-Петри.

Руководители походов педагоги -профессионалы Дьяченко Сергей Александрович, Витенко Юрий Борисович, Богданов Сергей Станиславович, Расторгуев Геннадий Викторович, Ляшенко Ярослав Александрович.

Все участники похода получают массу позитивных эмоций, где юные туристы не только преодолевают все препятствия, которые преподносит им природа, но еще и восхищаются ею.

В течение всего периода реализации проектов школьники осуществили более 450 экскурсий по Белгородской области и России.

Для оценивания обучающихся с 2016 года действует Система поощрения в детском туризме и краеведении, которая предполагает награждение обучающихся в возрасте до 18 лет отличительными знаками различного уровня при условии выполнения установленных требований. Около 500 детей имеют значок «Юный путешественник», 4 педагога отличительный значок «Турист России».

Для совершенствования квалификации и физических навыков педагогов проводятся туристские слеты работников сферы образования.

Одними из самых массовых мероприятий являются зимние лично-командные соревнования учащихся по спортивному ориентированию, которые требуют умения стоять на лыжах, хороших знаний ориентирования, чтения рельефа местности в различное время года.

Отдел также реализует дополнительные образовательные общеразвивающие программы краеведческой направленности: «Юные краеведы», «Историческое краеведение», «Активисты школьного музея», «Литературное краеведение», «История родного края».

В краеведческих объединениях учащиеся овладевают основами исследовательской работы, этнографией, фольклористикой, археологией и др. Дети с интересом бывают на исторических экскурсиях, участвуют в викторинах, ведут научно-исследовательскую работу, организуют встречи с краеведами, изучают памятные места, как малой, так и большой Родины.

Для обучающихся  проводятся разнообразные краеведческие мероприятия, которые стали уже традиционными:

-конкурс знатоков-краеведов;

-краеведческое мероприятие «Тропы Белогорья»;

-творческий конкурс «Земляки».

Основной формой организации краеведения является Программа туристско-краеведческого движения учащихся Российской Федерации «Отечество», где проводятся:

— олимпиада по школьному краеведению;

— конкурс краеведческих исследовательских работ «Отечество»;

— творческий конкурс «Мой отчий край».

Новый импульс в нашу деятельность внесли проекты «Обновление информационно-образовательного пространства школьных музеев Белгородской области» и  «Ассоциации школьных музеев Белгородской области»,  где разработаны образовательные маршруты, виртуальные музейные уроки и экскурсии, музейные уроки в формате видео и презентаций.

Ввиду временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией, для обучающихся организовано посещение школьных музеев  в дистанционной форме с использованием виртуальных экскурсий по музеям образовательных организаций области и виртуальных музейных уроков.

Особая гордость отдела является комплексный музей Дома детского творчества, созданный в 1995 году. В настоящее время в музее действуют пять разделов, которые составляют основной фонд музея.  В музее проводятся музейные уроки, выставки музейных предметов, встречи с ветеранами войны и труда, конкурсы экскурсоводов, квест-игры, экскурсии по музею.  В 2020 году музей ДДТ стал победителем областного конкурса музеев образовательных организаций Белгородской области (рук. Витенко И.В.), а также победителем регионального Фестиваля «Я в музее» в номинации «Комплексный музей». Активисты музея являются дипломантами  заочного конкурса на лучшее представление музея на портале школьных музеев Российской Федерации «История России в школьных музеях» в номинации «Из коллекции музея».

В юбилейный год Великой Победы, 9 мая 2020 года  в дань памяти и уважения к историческим событиям Родины, на территории Алексеевского городского округа, на набережной Тихой Сосны воссоздан исторический комплекс под открытым небом «Партизанская деревня».

Значительная часть экспонатов для временного экспонирования мини-выставки взята из музея Дома детского творчества, что дает возможность изучать музейные предметы не только в музее, но  представлять и показывать их всем желающим, посетившие выставку в Партизанской деревне.

В Партизанской деревни проводят экскурсии подготовленные экскурсоводы Дома детского творчества. Сопровождаются экскурсии демонстрацией экспонатов, музыкальным оформлением, интерактивным действиями. Это одна из достопримечательностей Алексеевки.

Активисты музея активно ведут поисково-исследовательскую работу по сбору краеведческого материала. Ими выполнены исследовательские работы «По следам партизанского движения», «Партизанские отряды на Белгородчине», «Улицы в честь Героев Советского Союза Алексеевского района», записывают видеофильмы и видеоролики.

В настоящее время в учреждении особое внимание уделяется проектной деятельности. Научно-исследовательские и проектные работы, стали одной из основных форм работы многих учеников, они носят творческий, поисковый, исследовательский характер, помогают в развитии самостоятельности, индивидуальности ребенка. Педагоги совместно со своими детьми разрабатывают различные проекты туристско-краеведческой, музейной и экскурсионной направленности.  В ходе работы над такими проектами активизируется деятельность обучающихся, в результате чего создается продукт, обладающий субъективной, а иногда объективной новизной.

В результате во Всероссийском конкурсе проектов по сохранению исторической памяти ПРОЕКТ «Музейное пространство, как метод взаимодействия с окружающим миром» стал дипломантом конкурса, разработанный творческим объединением «Живая история», руководитель Панченко Анатолий Анатольевич.

 Активное внедрение современных технических средств в систему образования коренным образом изменило подход к образовательному процессу в учреждениях дополнительного образования. Получили широкое распространение новые формы обучения, одно из которых является дистанционное обучение, которое стремительными темпами вошло в нашу жизнь.

В связи с этим реализация дополнительных программ переходит в новое образовательное пространство дистанционного обучения, которое предоставляет возможность для дальнейшего освоения новых знаний обучающимся.

Главная особенность дистанционного обучения это возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как изучение программы и общение с педагогом осуществляется посредством интернета и обмена электронными письмами или в социальных сетях.

Для решения этой проблемы в социальной сети В Контакте был создан сайт дистанционного обучения ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ, где была организована работа по реализации программ с обучающимися дистанционно.

Для обучающихся разработаны информационные карты урока с учетом системы дистанционного обучения, созданы простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания. Обучающиеся выполняют задания, знакомятся, собирают информацию, создают мультимедиа образовательные продукты, участвуют в форумах, обращаются к педагогу за помощью в режиме онлайн. Педагог выражает свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций.

Педагог дополнительного образования Витенко И.В. является победителем регионального и лауреатом Всероссийского конкурса учебных методических материалов за разработку и учебное пособие формата дистанционного обучения по дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей программе туристско-краеведческой направленности «Мой родной край».

Ежегодно наши ребята становятся призерами и победителями соревнований и конкурсов разного уровня.

Вывод: Реализация внедрения образовательных программ и проводимых отделом различных мероприятий, позволило вовлечь обучающихся в экскурсии, походы и прогулки, исследованию духовного наследия края. У нас есть свои достижение и рекорды, которыми мы гордимся.

2018 год — IIV Всероссийский профессиональный конкурс «Ищем таланты» — дипломант I степени;

2018 год — Международный педагогический конкурс «Секреты педагогического мастерства» г. Москва – победитель;

2018 год — областная неделя «Музей и дети» — призер;

2018 год – Всероссийская научно-практическая конференция «Образование  в современном мире: вопросы теории и практики», публикация;

2018 год – Всероссийская конференция «Эффективные формы и методы обучения: современное состояние, проблемы, перспективы»;

2019 год — областной конкурс учебных и методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися —   дипломант 3 степени;

2019год — Всероссийский педагогический конкурс «Успешные практики в образовании» г. Москва – победитель;

2018-2019 год  — Благодарственное письмо за подготовку победителей и участников Всероссийского конкурса среди активистов школьного музейного движения;

2019 год – Всероссийская педагогическая конференция «Перспективы, технологии и методы в практике современного образования»;

2020 год — Всероссийский конкурс профессионального мастерства для педагогов «Педагогическая копилка» — 1 место.

2020 год —  Всероссийский конкурс «Родина» — победитель;

2020 год — Региональный смотр-конкурс школьных музеев Белгородской области —  2 место;

2020 год — Региональный Фестиваль школьных музеев Белгородской области – победитель.

Ирина Викторовна является опытным педагогом, ее обучающиеся являются победителями и призерами различных конкурсов:

2019 год — областная научная конференция «Истоки», Пивовар Людмила, дипломант III степени;

2019 год — областная неделя «Музей и дети», Капустина Виктория, победитель;

2019 год – областной конкурс фольклорно-этнографических коллективов «Белгородчина заповедная», Пивовар Людмила, 1 место

2020 год — Всероссийский конкурс «Родина», Гетманская Екатерина, победитель;

2020 год —  Всероссийский конкурс исследовательских работ «Познаем Россию и мир с Русским географическим обществом», Кравченко Диана, сертификат участника.

2020 год — региональный Фестиваль «Я в музее» в номинации «Комплексный музей». победитель

2020 год —  заочный конкурс на лучшее представление музея на портале школьных музеев Российской Федерации «История России в школьных музеях» в номинации «Из коллекции музея»- дипломанты (Гетманская Е., Кравченко Д.).

2021 год – областной конкурс фольклорно-этнографических коллективов «Белгородчина заповедная» – 1 место  (Гетманская Е., Кравченко Д.).

2021год – областной фестиваль творческих открытий «Леонардо»  Кравченко Диана,  победитель конкурса.

2021 год – Всероссийский фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо»  Кравченко Диана, финалист фестиваля.